Логико-методологическая концепция к. поппера

Семенова А.П. - Модели развития науки и техники

Как в философии, так и в науке возможен только один метод — это метод рациональной дискуссии, который состоит в ясной и четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании ее различных решений. Логические позитивисты во главе ставили принцип верификации, т.

логико-методологическая концепция к. поппера

Поппер же обращает внимание на следующее обстоятельство: Поэтому опровержение имеет большую значимость для определения истинностного статуса научной теории. Методологическая концепция Поппера получила название фальсификационизма. Согласно введенному принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т. Применение такого принципа позволяет провести различие между наукой и метафизикой.

  • Вопрос. Логико-методологическая концепция К. Поппера.
  • Все научные теории являются заведомо ошибочными, т. Развитие же науки представляет собой смену одних ложных теорий другими, также ложными, но ближе стоящими к истине. Из принципа фаллибилизма следует принцип реализма, т. За данными опыта, ощущениями должна стоять объективная реальность, которой и обязана в идеале соответствовать теория. Только в этом случае можно говорить о ложности истинности. Поппер верит в существование мира и признаёт, что человеческое познание стремится к истинному описанию этого мира. Вместе с тем он признаёт, что истина существует, но она недостижима. Именно так Поппер понимает основной принцип развития науки. Поппер рассматривает знание не только как готовую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Процесс исторического развития науки по Попперу можно описать следующим образом: Таким образом, рост научного знания невозможен без выдвижения гипотез их опровержений, а метод проб и ошибок есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации. Здесь необходимы воображение, умение формулировать проблемы, способность к взаимной критике конкурирующих теорий. В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания.

    Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем. Свою концепцию развития Поппер пытается дополнить онтологическими рассуждениями, обосновав тем самым объективность человеческого знания. Он говорит о существовании трех миров: Поппер не разделяет марксистскую позицию, согласно которой объективность человеческого знания обуславливается общественной практикой. Поэтому научные предположения, гипотезы, теории и высказывания, составляющие третий мир, могут быть как истинны, так и ложны.

    логико-методологическая концепция к. поппера

    Все эти представления конкурируют друг с другом, что и обеспечивает возможность научного роста. Их механизм принципиально тождественен: Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших из возможных теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы.

  • - Помилка:
  • Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: Таким образом, развитие концепции науки К. Поппера началось с проблемы разграничения науки и метафизики, а также критики традиционной теории, согласно которой особенностью эмпирической науки является индуктивный метод. Представители неопозитивизма в качестве критерия демаркации науки и метафизики ввели принцип верификации, в соответствии с которым все имеющие значение высказывания должны быть сводимы к высказываниям о чувственном опыте. Поппер критикует эту позицию, поскольку в этом случае наука должна рассматриваться как система псевдовысказываний. То же самое относится и к человеческому познанию.

    Ядро своих воззрений Поппер формулирует в виде двух тезисов. Теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору; они дают нам все лучшую и лучшую информацию о действительности [6, c. В центре внимания Куна лежит история реальной науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей науки, имеющих мало общего с историческими фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. С точки зрения Куна наука проходит в своем развитии три стадии. Первой является допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии отсутствует парадигма, но существует диссенсус разногласия в научном сообществе и множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием новой парадигмы. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

    логико-методологическая концепция к. поппера

    Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты деятельности человека и общества. Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии, стали появляться первые признаки становления научного знания - возникли древняя медицина, астрология область до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данныхматематика. В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты.

    Однако древняя наука не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в математике - науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический аппарат которой был основан на общепринятых законах формальной логики - прослеживались единство мнений и преемственность знаний. Поппер рассматривает только борьбу между теориями, Лакатос же учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих защитный пояс, но и борьбу между исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ. Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он верит, что логически можно соизмерить содержание программ, сравнивать их между собой и поэтому можно дать ученому вполне рациональный ориентир для того, чтобы выбрать - отказываться или нет от одной программы в пользу другой. По мнению Лакатоса смена и падение устоявшихся взглядов, то есть научные революции, должны объясняться не психологией толпы, как считает Кун. Для описания того, как соизмерить или сравнить две конкурирующие программы, Лакатос вводит представление о сдвиге проблем.

    Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты прогрессивный сдвиг проблемы. Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой регрессивный сдвиг проблемы. Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет ее и эта конкурирующая программа может быть устранена или, если угодно отложена. Лакатос считает, что, безусловно, следует сохранять жесткое ядро научно-исследовательской программы, пока происходит прогрессивный сдвиг проблем. Но даже в случае регрессивного сдвига не следует торопиться с отказом от программы. Дело в том, что в принципе существует возможность найти внутренние источники развития для стагнирующей программы, благодаря которым она начнет неожиданно развиваться даже опережая ту программу, которая до недавних пор одерживала над нею верх.

    Нет ничего такого, что можно было бы назвать решающими экспериментами, по крайней мере, если понимать под ними такие эксперименты, которые способны немедленно опрокидывать исследовательскую программу. Сгоряча ученый может утверждать, что его эксперимент разгромил программу Но если ученый из побежденного лагеря несколько лет спустя предлагает научное объяснение якобы решающего эксперимента в рамках якобы разгромленной программы или в соответствие с ней, почетный титул может быть снят и решающий эксперимент может превратиться из поражения программы в ее новую победу 7.

    ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАРЛА ПОППЕРА (Вступительная статья)

    Таким образом из рассмотрения вышеизложенной концепции исследовательских программ Лакатоса видно, что научные революции, как он их понимает, не играют слишком уж существенной роли еще и потому, что в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой-либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории идеи. Одни их них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на задний план, третьи - перерабатываются и реконструируются. Поэтому если революции и происходят, то это не слишком уж сотрясает основы науки многие ученые продолжают заниматься своим делом, даже не обратив особого внимания на совершившийся переворот. Великое и малое, эпохальный сдвиг или незначительное изменение - все эти оценки совершаются лишь ретроспективно при методологической, метанаучной рефлексии. По мнению Лакатоса, история науки является пробным камнем любой логико-методологической концепции, ее решительным и бескомпромиссным судьей. Эта тема принадлежит разделу: Наука… Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные… В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому…. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:. Понятие научной революции Неравномерность развития науки.

    Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Эволюционная модель развития науки Стивена Тулмина Эволюционная модель развития науки Стивена Тулмина. Одним из вариантов постпозитивизма, завоевавшим на Западе признание и популярность, стала концепция Стивена Тулмина. В этой концепции изло. Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право. Необходимым условием его возникновения является появление языка. Рост научного знания в логико-методологической концепции Поппера. Схема развития научного знания. Выдвижение теорий, их проверка и опровержение. Философия науки, как ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки как особой сферы человеческой деятельности. Методологическая концепция науки в трудах К.

  • Научные революции - sam-postroy.ru
  • Роль парадигм в науке. Исследование пути решения Карлом Поппером одной из основных задач философии — проблемы демаркации отделения научного знания от ненаучного. Рассмотрение теории роста научного знания и принципа фальсифицируемости. Формирование философских и политико-социальных взглядов Карла Поппера в рамках критического рационализма. Фальсифицируемость универсальных высказываний определяется как их способность формулироваться в виде утверждений о несуществовании. Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: Развитие научного знания, согласно Попперу, - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными.

    логико-методологическая концепция к. поппера

    В целом, теорию этого процесса можно представить в виде следующей структуры:. Другими словами, наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.