Ушел под воду вместе с лодкой

Создан на деле а не на бумаге Учебный отряд подводного плавания. В нем не только обучали офицеров и матросов-подводников, но и регулярно передавали флотам приведенные в боевую готовность лодки вместе с экипажами. Был сооружен бассейн для стоянки двадцати лодок. Устроены пирсы для швартовки лодок, станция для пополнения запасов электрической энергии и сжатого воздуха. Построен эллинг с док-мостом для подъема с воды лодок на зиму. Все подводные лодки обязательно проводили атаки учебного корабля "Хабаровск" и других военных кораблей. Требовалось провести удачные выстрелы, прежде чем лодка будет замечена. Ежегодно лодки посещали все порты Балтийского моря. Со временем преобразовалась и плавучая база отряда- транспорт "Хабаровск". На нем установили две динамо-машины, компрессоры высокого давления, опреснитель и рефрижератор. Благодаря интенсивной деятельности Учебного отряда, были подготовлены квалифицированные специалисты, сумевшие достойно представить русский подводный флот в первую мировую войну. Помимо всего прочего, флагман русских подводников разрабатывал тактику подлодок и методику обучения экипажей, он заложил основы профессионального отбора подводников изучал психологию людей, заключенных в тесное замкнутое пространство стального корпуса. При всей широте своих планов и замыслов Щенснович вникал в такие "мелочи", как покрой дождевого платья для верхней вахты или замена казенной водки в рационе подводников на горячий грог, "ибо последний обладал более сильным противопростудным действием".

Однажды подводная лодка лейтенанта Ризнича задержалась с возвращением в Либаву из Риги на несколько суток. Свое опоздание командир объяснял тем, что не смел нарушить запрет начальника отряда закупать бензин у частных лиц. Смерть Эдуарда Николаевича Щенсновича в году явилась тяжелой потерей для подводного плавания России. Его место занял контр-адмирал П. Левицкий, бывший цусимец, командир крейсера "Жемчуг", человек, который вместе с сыновьями-моряками достойно продолжил дело первого флагмана русских подводников. О нем высоко отзывался замечательный флотский прогрессист адмирал Н. Было бы величайшей несправедливостью не вспомнить здесь имя одного из конструкторов и командира первой русской боевой подводной лодки "Дельфин" Михаила Николаевича Беклемишева. В году в Ленинграде в доме близ Поцелуева моста через Мойку тихо скончался на м году жизни "русский капитан Немо". Некрологов в газетах, к сожалению, не было Умирая, он сказал сыну: Для тебя я навсегда ушел в море" Рассказывать об этом человеке трудно, ибо от всей его замечательной жизни остались лишь пара изломанных фотографий да никогда не видевшие его внук и внучка, чья память сберегла о деде очень немногое. Затоптана его могила в Александро-Невской лавре. Давным-давно разобрано на металл стальное детище Беклемишева - "Дельфин",- даже закладной доски не сохранилось, затерялись в недрах архивов и чертежи этой первой русской подводной лодки, так что не смогли отыскать их и авторы фундаментального труда "Подводное кораблестроение в России".

С переломанного наискось картонного паспорта, украшенного некогда золочеными виньетками, печально и строго смотрит седоватый офицер. На белом кителе погоны капитана первого ранга. Острые усы и бородка делают его похожим на писателя Бунина и Дон-Кихота одновременно. Род первого русского подводника уходит в историю России двадцатью двумя коленами - к началу XV века. Зимой года на берегу Москвы-реки ратные люди великого князя Василия Ивановича отрубили голову Ивану Беклемишеву, бывшему послу в Польше и Крыму,"за дерзкие слова против Государя". Род Беклемишевых давал России послов и стольников, воевод и полковников Долгоруков,что князь Михаил Федорович Пожарский, отец князя Дмитрия Михайловича, женат был на Евфросинье Федоровне Беклемишевой, и Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, отец князя М. Кутузова-Смоленского, также был женат на девице Беклемишевой,- таким образом, главные вожди российских войск в великие и годы оба происходили по женскому колену из фамилии Беклемишевых".

Так что в том, что и великий русский поэт и первый русский подводник закончили свой жизненный путь на берегах Мойки, есть, наверное, своя историческая логика. В родовом гербе Беклемишевых были и львы, и орлы. И если бы революция не упразднила департамент герольдии, в древнем гербе, наверное, появился бы новый символ -дельфин, символ подводного флота. Мы уже говорили, что изобретать первые подводные лодки брались кто угодно, кроме военных моряков. И вот наконец за дело взялись профессионалы: Одному, Бубнову,- всего лишь 28, он только что блестяще окончил Морскую академию его имя выбито на мраморной доске ; второй немолод - ему за сорок, и он немало поплавал, командуя канонерскими лодками береговой обороны. Сошлись талант и дерзость, опыт и расчет. Работы велись в строжайшей тайне. Запрещено было употреблять в документах и переписке слова "подводная лодка". Подводный корабль именовался сначала, как "Миноносец No ". Вскоре номер заменили именем "Дельфин", и потом еще долгие годы подлодки маскировались термином "миноносцы типа "Дельфин". Прежде чем браться за неизведанную работу, Беклемишев, никому неизвестный преподаватель кронштадтских минных классов, побывал в США, в Англии, Германии и Италии - в тех странах, где бешеными темпами, оглядываясь на соседей - не обогнали бы,- строились подводные лодки.

Беклемишеву удалось поприсутствовать во время одного погружения лодки знаменитого Голланда. Любой конструктор, прежде чем сесть за чертежный стол, изучает все, что создано в его области коллегами и предшественниками. Именно так поступили Бубнов с Беклемишевым - они обобщили сведения, добытые Михаилом Николаевичем, и разработали свой оригинальный проект, основные принципы которого соблюдались русскими кораблестроителями лет пятнадцать. К году ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок. Но зато в первые три года нового века морские державы: Америка, Франция, Германия, Италия, Англия - наперебой принялись строить подводные торпедоносцы. Не отставала и Россия, а кое в чем и опережала Если сравнить две соразмерные лодки - русскую "Дельфин" и американскую "Фультон" фирма Голландато сравнение будет не в пользу заокеанских конструкторов. Единственное, в чем уступал он "Фультону",- в дальности плавания. Создав "Дельфин", Бубнов с Беклемишевым разработали проект новой лодки с несколько большим водоизмещением - в тонн. Головной корабль назвали "Касатка". За ней пошли "Скат", "Налим", "Макрель" Русский подводный флот зарождался не в тихой заводи.

Огненный водоворот русско-японской войны втягивал в себя новорожденные корабли прямо со стапелей. Зыбкие, опасные - скорее для своих экипажей, чем для врага,- эти ныряющие кораблики смело уходили не в море даже - в Тихий океан и занимали там боевые позиции. По сути дела то были полуэкспериментальные образцы, не прошедшие толком ни заводских, ни полигонных испытаний, с недообученными командами, с безопытными офицерами. Но даже в таком виде семейство стальных дельфинов внушало серьезные опасения японскому флоту. Корабли микадо так и не рискнули приблизиться к Владивостоку, боясь его отчаянных подводных лодок. А выпускал их в море Беклемишев. Он тоже проделал тысячеверстный путь вместе со своими первенцами. И все-таки "Дельфин" Год рождения - й. Какой седой стариной веет при взгляде на фото "Дельфина", лежащее рядом со снимком современного атомохода. Трудно поверить, что этот утлый стальной челн и могучий подводный гигант отделяет всего каких-нибудь пятьдесят лет - неполная человеческая жизнь. Верхний рубочный люк, закрывающийся, как пивная кружка, круглой откидной крышкой, угловатые обводы, хиленькая мачта и самоварного вида воздухозаборник. Но это первенец, пионер, родоначальник. Честь и слава ему! Отсалютуйте ему флагами, подводные крейсера. Трусов,- возникла проблема подготовки команд и офицеров для строившихся подводных лодок. В те годы в России не было никакой организации для подготовки специалистов-подводников. Единственным авторитетом в этом вопросе считался Беклемишев; на него и возложили дело подготовки кадров для строившихся подводных лодок".

С каким же удивлением и с каким восторгом первые слушатели подводных классов увидели, что вместе с ними конспектируют лекции Щенснович, Беклемишев и Бубнов. Зачинатели русского подводного плавания, не кичась чинами, опытом, заслугами, прошли вместе с юными мичманами и новоиспеченными лейтенантами весь курс подготовки офицера подплава. Они понимали, как важно упрочить авторитет нового на флоте дела, поднять в глазах военных моряков престиж подводницкой профессии. Увы, в те времена он был невысок. До года был случай, когда один офицер командовал двумя и даже тремя лодками, когда на лодке, кроме ее командира, не было ни одного офицера. Тем не менее к началу войны все же мы имели вполне достойный и хорошо подготовленный личный состав". Немалая заслуга в том была Михаила Николаевича Беклемишева. Вместе с другими подвижниками подводного дела, сломив барьеры рутины и недоверия, он добился, чтобы в судостроительной программе года было предусмотрено и широкое развитие подводных сил.

Много помешали делу развития подводного флота в России и промышленники Путилов, Рябушинский, Вышнеградский. На словах все они были патриотами, а на деле создавали преступные синдикаты, совместно повышали цены на продукцию промышленного производства, отчего стоимость строительства русских подводных лодок была втрое! Выход был - в национализации всех предприятий, работающих на оборону. Но на это царское правительство не решалось. И здесь заведующему подводным плаванием Щенсновичу приходилось вести отчаянную борьбу за то, чтобы вырвать хоть какие-нибудь дополнительные кредиты на подводное судостроение, на улучшение содержания действующих лодок их баз. Царизм решил проблему просто: И лишь Щенснович мужественно - в одиночку - продолжал отстаивать дело развития подводного флота в России. Да, царизм продолжал тратить основные денежные суммы на строительство линкоров. Да, в первую мировую войну Россия вступил i с недостаточным числом устаревших подводных лодок но заметим, что и на них русские подводники сумели сорвать планы кайзеровских стратегов сделать Балтику "немецким" морем и загнать русский флот в Финский залив. Да и обеспечение подводного флота оставляло желать лучшего. И все же деятельность Щенсновича не осталась втуне, так как от года к году все большее место занимали подводные лодки в кораблестроительных программах. Русский флот пополнился целой серией "барсов", и лодок типа "АГ" "американский Голланд" - на самом деле ничего "американского" в этих лодках, строившихся в России, не осталось.

В русском флоте появился первый в мире подводный минный заградитель, впервые в России появились и многие важные изобретения для подводного дела торпедная стрельба залпом-веером, 12 торпедных аппаратов на "барсах", "шнорхели" и другие. По программе "спешного" усиления Российского императорского флота предполагалось построить 57 подводных лодок. Первая мировая война заставила отступить самых твердолобых противников подводного плавания. В году штаб командующего Балтийским флотом признал: А ведь и командующий Балтийским флотом Н. Эссен, и начальник оперативного отдела его штаба А. Колчак до войны были яростными противниками создания подводного флота. Как говорится, дошло и до них. Пришел конец взглядам военно-морских специалистов, что подводные лодки пригодны лишь для защиты своего побережья и в ходе войны могут быть использованы в основном для несения дозоров вблизи баз и в редких случаях для атаки боевых кораблей и транспортов противника. Одновременно приходил конец эре, когда Британия была "владычицей морей". В борьбе с английским флотом немцы обрели оружие, которым они могли наносить противнику скрытные и мощные удары из-под воды, что было недоступно надводным кораблям. Это значительно усилило более малочисленный германский флот, основной задачей которого да и флотов других стран стало уничтожение транспортов в море. Результаты были поистине ошеломляющими: Всего же за время первой мировой войны подводные лодки воевавших флотов потопили около 19 миллионов тонн торгового тоннажа.

В то же время при благоприятных условиях они не отказывались и от действий против боевых кораблей. В результате немецкие подводные лодки потопили корабля противника, в том числе 12 линкоров, 23 крейсера и 39 миноносцев. За годы первой мировой войны на всех морских театрах подводных лодок потопили боевых кораблей. Защита сообщений стала важнейшей задачей флотов государств, экономика которых непосредственно зависела от импорта через море. Она требовала крупных затрат материальных средств, больших ресурсов личного состава, строительства боевых кораблей, самолетов, создания новых видов оружия и боевой техники. Для защиты своих сообщений от атак германских подводных лодок союзники привлекли на всех театрах военных действий свыше кораблей различных классов, самолетов для поиска лодок вблизи берегов и около аэростатов и привязных шаров, с которых велось наблюдение за лодками противника у берегов или в составе конвоев. Только в Англии артиллерией было вооружено около 3 тысяч судов, на которых для самообороны было установлено 13 тысяч орудий. А к концу войны артиллерийское вооружение получили практически все суда союзников, плававшие в Северном и Средиземном морях и в Атлантическом океане. В Англии в создании противолодочных сил и средств участвовало тысяч рабочих инженеров и 50 тысяч человек, служащих на кораблях и в частях противолодочной обороны ПЛО.

Личный же состав немецких подводных лодок на протяжении всей войны не превышал 13 тысяч человек. То есть на каждого подводника приходилось 63 английских противолодочника, которые прямо или косвенно участвовали в борьбе. Об эффективности противолодочных сил и средств можно судить по таким данным. Всего за годы первой мировой войны на минах погибли 44 подводные лодки, то есть около 25 процентов от числа погибших. Казалось бы, можно сказать: Да, но на путях развертывания германских подводных лодок было выставлено "великое северное заграждение", насчитывавшее около тысяч мин, в Английском канале поставлено 34 тысячи и в Гельголандской бухте - 43 тысячи, то есть на каждую потопленную лодку приходилось мин! Имея громадные потери торгового тоннажа, союзники вынуждены были перейти к системе конвоев, которая, безусловно, оправдала себя, и потери стали меньше. В то же время эта система порождала задержку грузооборота, темпы которого снижались в среднем на 30 и более процентов.

В портах разгрузки создавались пробки, что, в свою очередь, влияло на графики железнодорожных перевозок. Подводные лодки русского флота, если обратиться к абсолютным цифрам потопленных кораблей и тоннажа, действовали менее эффективно. Но ведь и задачи у них были совсем другими. А морские театры ни в какое сравнение не шли с океанскими. Создание и боевые действия в годах первого в мире подводного заградителя "Краб", построенного по проекту М. Налетова,- совершенно самобытного корабля русского военно-морского флота,- без преувеличения можно назвать переворотом в истории мирового подводного кораблестроения. Этот корабль в период первой мировой войны выполнял ответственные боевые задания. Известно, что в августе года в Константинополь пришли германские корабли - линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау", которые вскоре были переданы Турции и вошли в состав ее флота. На четвертые сутки к месту аварии подошли эсминцы, которые приняли на борт экипаж и отбуксировали аварийную ПЛ на базу.

Кроме моряков, работавших в реакторном отсеке, большие дозы радиации получили еще 42 члена экипажа. Всего погибли 8, спаслись 96 человек. Комиссия по расследованию причин аварии не нашла вины экипажа и даже отметила героические действия подводников. После эвакуации экипажа лодка был отбуксирована на базу.

ушел под воду вместе с лодкой

При ремонте был вырезан и заменен реакторный отсек. Б и С,11 января года, Баренцево море, Кольский залив, Екатерининская гавань базы Полярный. Лодки класса и соответственно дизельные торпедные; разработчик - ЦКБ КБ "Рубин" и ЦКБ "Лазурит"; командиры - капитан второго ранга Анатолий Бегеба, капитан второго ранга Олег Абрамов. Б готовилась к походу в море, экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. В 8 часов 15 минут в торпедном отсеке начался пожар по одной из версий, из-за сварочных работчерез десять минут приведший к взрыву боезапаса. Взрывом оторвало всю носовую часть лодки вплоть до рубки. Части субмарины разбросало в радиусе до 1 км. Стоявшая рядом у пирса ПЛ С получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, в результате погибли 11 моряков. В кормовых отсеках Б остались живые моряки, однако спасательная операция не была проведена, и они утонули вместе с лодкой. Причина трагедии не установлена. Наиболее вероятными версиями считают проведение нерегламентированных работ с использованием открытого огня или дефект торпеды. Всего погибли человека, спасся один. Командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко был снят с должности и переведен в Генштаб, Анатолий Бегеба оправдан в суде, но отстранен от службы на подлодках.

ушел под воду вместе с лодкой

Б была поднята, затем выведена из состава флота. С также была поднята, после ремонта вернулась в строй. Исключена из состава флота в году. Лодка находилась на учениях. В 7 часов утра при всплытии в надводное положение произошел взрыв аккумуляторной батареи под настилом коридора шестого отсека. Взрывом вырвало переборочную дверь из шестого в седьмой отсек. Погибли 4 моряка в седьмом отсеке. Командир ПЛ отдал приказ стравить жидкий кислород за борт и подал сигнал о помощи. Спустя два часа к месту катастрофы подошел малый противолодочный корабль МПК и отбуксировал ПЛ на базу. Всего погибли 4, спаслись 38 человек. Лодка класса дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ КБ "Рубин" ; командир - капитан третьего ранга Олег Бочкарев. С началом арабо-израильской войны лодка была направлена в район конфликта. В трюме ЦП произошло возгорание топлива, вылившегося через неплотное соединение трубопровода. Средства пожаротушения оказались неисправными, и подводникам пришлось покинуть отсек. При эвакуации в трюме остались 4 моряка, которые задохнулись в дыму.

Всего погибли 4, спасся 71 человек. После ремонта лодка продолжила службу. Лодка класса "Кит" атомная торпедная; разработчик - СКБ КБ "Малахит" ; командир - капитан второго ранга Юрий Степанов. Лодка возвращалась с боевой службы из Средиземного моря в подводном положении. В первом отсеке начался пожар из-за прорыва масла из системы гидравлики и попадания масляных паров на горевшую лампу электросветильника. При переходе личного состава во второй отсек огонь перекинулся и туда. Подводники в обоих отсеках сгорели заживо. Для разведки обстановки во втором отсеке был открыт переборочный люк, и на ЦП хлынул едкий дым. После этого лодка всплыла. На помощь К-3 пришли спасатели и сменная команда, но экипаж отказался покидать лодку и сам довел ее до базы. Комиссия, расследовавшая аварию, решила, что пожар возник по вине одного из погибших матросов, закурившего в отсеке. По другой версии, причиной прорыва масла стала установка нештатной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Всего погибли 39, спаслись 65 человек. Оргвыводов сделано не было. Субмарина самостоятельно вернулась на базу и после ремонта продолжила службу. Выведена из боевого состава в году. Лодка класса А дизельная с баллистическими ракетами; разработчик - ЦКБ КБ "Малахит" ; командир - капитан первого ранга Владимир Кобзарь.

В назначенное время лодка, находившаяся на боевом патрулировании, не вышла на связь. Была организована масштабная поисковая операция, однако установить место гибели субмарины не удалось. Существует четыре версии катастрофы: Всего погибли 98 человек. Координаты места катастрофы узнали ВМС США - их акустические системы зафиксировали подводный взрыв. Убедившись, что СССР прекратил поиск К, американцы приступили к секретной операции по подъему субмарины с глубины м, получившей кодовое название Jannifer. Запрещается перепечатка текстовых материалов, фотографий иллюстраций без согласия правообладателя, а иное использование - без ссылки на правообладателя. При любом использовании материалов в сети интернет гиперссылка на www. Нарушение исключительных прав ООО "Радио - Инвест" преследуется по закону. Подпишись и узнавай о новостях на нашем сайте там, где удобно: Сетевое издание IZHLIFE зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Российская Федерация, зарубежные страны. Для детей старше 12 лет. В последний момент дядя Вова успел выкинуть из катера в воду спасательные жилеты, которые люди уже не успели надеть, а просто схватились за них. Одна из пассажирок достала из-под сидения круги и также бросила в воду — это и спасло детей. Парень схватил девятилетнюю девочку. Пятилетнюю малышку тащила мама Жени. Сама Евгения добиралась вплавь как могла. У них не было никаких жилетов! Этот дядя Вова даже не сказал, что делать. А люди, наглотавшись воды, даже кричать не могли. Их вытягивали из воды люди, стоявшие на берегу. Моя пятилетняя племянница рыдает и говорит, что она не хотела умирать! На следующий день мы пошли в тайский ресторан. Там подавали море продукты, мы заказали омаров. Рядом с нами омаров ели немцы помогая себе щипцами. Лидия Сергеевна положила своего омара на кусок хлеба, и съела полностью. Звук был такой как будто кто то в стиральной машинке, полоскал щебень.

Владелец ресторана взял у тёщи автограф.

ушел под воду вместе с лодкой

Когда подавали черепаховый суп, официант спросил: Немец сказал на ломанном русском, если с панцирем оплачиваю я! Тёща ответила если платит он, черепаху можно даже не варить! Сколько бедная черепаха не упиралась лапками, в щёки Лидии Сергеевны, её это не спасло. Нижняя челюсть немца лежала на тарелке, владелец ресторана попросил тёщу расписаться на своём плече, чтоб потом сделать с этого татуировку. Остальные подводники были спасены в три приема, причем последнюю партию доставили на борт "Фалкона" лишь около полуночи — при подъеме заело трос и камера в течение нескольких часов висела на расстоянии 45 м от поверхности воды. Руководители спасательной операции контр-адмирал Коул и капитан Эдвардс решили осуществить подъем лодки в несколько этапов. Согласно разработанному плану, сначала предполагалось поднять лодку до глубины 48 м, продув для этого ее балластные и топливные цистерны, а также судоподъемные понтоны, а затем буксировать ее к берегу до тех пор, пока она не коснется дна, после чего повторить всю операцию уже до глубины 30 м и лишь потом окончательно поднять лодку на поверхность. Такой план был продиктован рядом факторов. Глубина, на которой лежала лодка, не позволяла закрыть ставший причиной ее гибели воздухоприемный клапан, а это, в свою очередь, исключало возможность продувки четырех затопленных кормовых отсеков.

Корма лодки почти на 5 м ушла в ил. Большая глубина ограничивала время работы водолазов, использовавших для дыхания сжатый воздух, всего 20 мин. Предполагалось по возможности применять также и гелиево-кислородную смесь, однако в те времена подобная экзотическая смесь производилась в весьма небольших количествах. Работы, как всегда, начались с подготовки туннелей для пропускания подъемных тросов под корпусом лодки, однако на этот раз они велись совершенно новым способом. При монтаже подводники вскрыли находящийся под давлением первый контур, после чего произошел взрыв и выброс пара. Поскольку реакторный отсек в тот момент вентилировался в атмосферу, то взрывной волной, прошедшей по трубе, вырвало кусок рубки. Связаться с берегом командиру К не удалось из-за повреждения антенны главного передатчика. Однако с помощью аварийного передатчика на помощь были вызваны находившиеся в районе две дизельные ПЛ. Через них была налажена связь с берегом и эвакуирована часть экипажа.

На вторые сутки после аварии командир К Николай Затеев принял решение оставить лодку, так как лодка была уже полностью заражена. На четвертые сутки к месту аварии подошли эсминцы, которые приняли на борт экипаж и отбуксировали аварийную ПЛ на базу. Кроме моряков, работавших в реакторном отсеке, большие дозы радиации получили еще 42 члена экипажа. Всего погибли 8, спаслись 96 человек. Комиссия по расследованию причин аварии не нашла вины экипажа и даже отметила героические действия подводников.

  • Wall | VK
  • После эвакуации экипажа лодка был отбуксирована на базу. При ремонте был вырезан и заменен реакторный отсек. Б и С, 11 января года, Баренцево море, Кольский залив, Екатерининская гавань базы Полярный. Лодки класса и соответственно дизельные торпедные; разработчик — ЦКБ КБ "Рубин" и ЦКБ "Лазурит"; командиры — капитан второго ранга Анатолий Бегеба, капитан второго ранга Олег Абрамов. Б готовилась к походу в море, экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. В 8 часов 15 минут в торпедном отсеке начался пожар по одной из версий, из-за сварочных работчерез десять минут приведший к взрыву боезапаса. Взрывом оторвало всю носовую часть лодки вплоть до рубки. Части субмарины разбросало в радиусе до 1 км. Стоявшая рядом у пирса ПЛ С получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, в результате погибли 11 моряков. В кормовых отсеках Б оставались живые моряки, однако спасательная операция не была проведена, и они утонули вместе с лодкой. Причина трагедии не установлена. Наиболее вероятными версиями считают проведение нерегламентированных работ с использованием открытого огня или дефект торпеды.

    Всего погибли человека, спасся один. Командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко был снят с должности и переведен в Генштаб, Анатолий Бегеба оправдан в суде, но отстранен от службы на подлодках. Б была поднята, затем выведена из состава флота. С также была поднята, после ремонта вернулась в строй. М, 25 сентября года, Балтийское море, в районе острова Осмусаар. Лодка находилась на учениях. В 7 часов утра при всплытии в надводное положение произошел взрыв аккумуляторной батареи под настилом коридора шестого отсека. Взрывом вырвало переборочную дверь из шестого в седьмой отсек. Погибли 4 моряка в седьмом отсеке. Командир ПЛ отдал приказ стравить жидкий кислород за борт и подал сигнал о помощи. Спустя два часа к месту катастрофы подошел малый противолодочный корабль МПК и отбуксировал ПЛ на базу. Всего погибли 4, спаслись 38 человек.

    ушел под воду вместе с лодкой

    Б, 15 июля года, Средиземное море, Тунисский пролив. Лодка класса дизельная торпедная; разработчик — ЦКБ КБ "Рубин" ; командир — капитан третьего ранга Олег Бочкарев. С началом арабо-израильской войны лодка была направлена в район конфликта. В трюме ЦП произошло возгорание топлива, вылившегося через неплотное соединение трубопровода. Средства пожаротушения оказались неисправными, и подводникам пришлось покинуть отсек. При эвакуации в трюме остались 4 моряка, которые задохнулись в дыму.

    Девять человек чудом спаслись в тонущей лодке под Волгоградом - Подробности

    Всего погибли 4, спасся 71 человек. После ремонта лодка продолжила службу. К-3 "Ленинский комсомол" с года Б-38 сентября года, Норвежское море. Лодка класса "Кит" атомная торпедная; разработчик — СКБ КБ "Малахит" ; командир — капитан второго ранга Юрий Степанов. Лодка возвращалась с боевой службы из Средиземного моря в подводном положении. В первом отсеке начался пожар из-за прорыва масла из системы гидравлики и попадания масляных паров на горевшую лампу электросветильника. При переходе личного состава во второй отсек огонь перекинулся и туда. Подводники в обоих отсеках сгорели заживо. Для разведки обстановки во втором отсеке был открыт переборочный люк, и на ЦП хлынул едкий дым. После этого лодка всплыла. На помощь К-3 пришли спасатели и сменная команда, но экипаж отказался покидать лодку и сам довел ее до базы. Комиссия, расследовавшая аварию, решила, что пожар возник по вине одного из погибших матросов, закурившего в отсеке. По другой версии, причиной прорыва масла стала установка нештатной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Всего погибли 39, спаслись 65 человек. Субмарина самостоятельно вернулась на базу и после ремонта продолжила службу.

    Выведена из боевого состава в году. К до года Б8 марта года, Тихий океан, район Гавайских островов. Лодка класса А дизельная, с баллистическими ракетами; разработчик — ЦКБ КБ "Малахит" ; командир — капитан первого ранга Владимир Кобзарь. В назначенное время лодка, находившаяся на боевом патрулировании, не вышла на связь. Была организована масштабная поисковая операция, однако выяснить точные координаты места гибели субмарины не удалось. Существует четыре версии катастрофы: Всего погибли 98 человек. Координаты места катастрофы узнали ВМС США — их акустические системы зафиксировали подводный взрыв. Убедившись, что СССР прекратил поиск К, американцы приступили к секретной операции по подъему субмарины с глубины м, получившей кодовое название Jannifer. В году США сумели поднять два носовых отсека — во время подъема корпус лодки переломился.

    Советское руководство не смогло противодействовать этой операции. К, 24 мая года, Баренцево море. Лодка класса атомная торпедная; разработчик — СКБ КБ "Малахит"командир — капитан первого ранга Павел Леонов. На К, лодке с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, проводилась проверка работы ГЭУ в режиме полного хода. Еще на базе командир БЧ-5 Алексей Иванов требовал температурной регенерации теплоносителя, окислявшегося из-за течи, и записал в журнале "БЧ-5 к выходу в море не готова".

    Катастрофы под водой – Власть – Коммерсантъ

    При работе энергоустановки на полной мощности окислы теплоносителя закупорили урановые каналы в реакторе левого борта, и он стал быстро терять мощность. Кроме того, произошел выброс радиоактивных газов, которые распространились по отсекам. В реакторном отсеке радиационный фон достигал рентген в час, в районе парогенераторов — рентген в час в 75 тыс. Командир лодки дал команду всплыть идти на базу под реактором правого борта, однако экипажу и командованию об аварии реактора не сообщил. Впоследствии он объяснил это тем, что "не хотел сеять панику". Все находившиеся на борту кроме подводников, на лодке были гражданские специалисты переоблучились. Непосредственно после аварии умерли 4 подводника, еще один из второго экипажа погиб позже. Командир лодки получил выговор по партийной линии и был переведен на преподавательскую работу. Лодка была признана непригодной для эксплуатации. Однако после усиления биологической защиты она еще почти 10 лет простояла в Гремихе, где на ней проводили различные технические эксперименты.

    В году затоплена в Карском море. К-8, 11 апреля года, Атлантический океан, Бискайский залив. Лодка класса А "Кит" атомная торпедная; разработчик — СКБ КБ "Малахит" ; командир — капитан второго ранга Всеволод Бессонов.

  • Маменко
  • При возвращении с боевой службы на глубине м практически одновременно в третьем и седьмом отсеках произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар. Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов. Отказали системы связи, и командир лодки не смог сообщить об аварии. В горевших отсеках погибли 15 подводников, еще 15 из восьмого отсека получили смертельные отравления. Вскоре из-за загазованности были покинуты кормовые отсеки. Прочный корпус стало заливать водой, субмарина начала терять остойчивость.

    Катастрофы подводных лодок СССР и России

    Через некоторое время к месту аварии приблизился канадский транспорт Clyv de ore, но на просьбу о помощи он не откликнулся. На вторые сутки к ПЛ подошел болгарский транспорт "Авиор", принявший на борт часть моряков и передавший сообщение об аварии. К концу третьих суток после аварии к лодке прибыли советские суда. Темнота и шторм не позволили взять лодку на буксир. Командир ПЛ с 21 подводником в основном офицерами остались на лодке — попытку завести буксир надеялись повторить утром. Однако ночью лодка окончательно потеряла запас плавучести и затонула на глубине около 4,5 тыс. Всего погибли 52, спаслись 73 человека. Комиссия заявила, что авария вызвана исключительно "техническими причинами". Действия экипажа признаны верными. Погибший командир лодки был удостоен звания Героя Советского Союза, награждены были и другие члены экипажа. По одной из версий, Всеволод Бессонов вместе с группой офицеров вернулся на лодку после того, как получил от командования указание любой ценой бороться за спасение лодки.

    Лодка не была поднята. К, 24 февраля года, Северная Атлантика, миль км северо-восточнее острова Ньюфаундленд. RU Подлодка К 24 февраля года едва не затонула в Северной Атлантике. Лодка возвращалась с боевого патрулирования. На глубине м в девятом отсеке произошло возгорание масла, вытекшего из гидропривода захлопки фильтра дожига угарного газа ФМТГ. Пока матрос, обнаруживший возгорание, звал старшину, начался пожар. Личный состав, кроме расписанных по боевой тревоге, покинул отсек. Все оставшиеся в нем погибли. Пожар перекинулся в восьмой отсек. Угарный газ проник и в другие помещения лодки, где также погибли люди, которые не могли покинуть боевых постов, обеспечивая подъем К и сброс аварийной защиты реакторов. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В десятом отсеке оказались отрезанными 12 человек, которые пробыли в заточении 24 дня. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К, подать на лодку электричество и ВВД и отбуксировать ее на базу.

    Всего погибли 28, спаслись 76 человек. Действия экипажа признаны правильными. Командир лодки Виктор Кулибаба награжден орденом Красного Знамени, командовавший моряками десятого отсека Борис Поляков был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Красной Звезды. Лодка была отбуксирована на базу, восстановлена, после чего продолжила службу до года. За многочисленные аварии получила на флоте кличку Хиросима. В году утилизирована. К с года Б13 июня года, Японское море, залив Петра Великого. Лодка класса атомная, с крылатыми ракетами; разработчик — ЦКБ КБ "Рубин" ; командир — капитан второго ранга Леонид Хоменко. Лодка в надводном положении шла на базу ночью после выполнения учебных стрельб в сопровождении крейсера "Владивосток". С крейсера доложили об идущей навстречу надводной цели, посоветовали включить радар и подготовиться к расхождению. Налетел туман, и, когда РЛС все-таки была включена, на экране возникли отметки сразу четырех целей. В этой ситуации на ЦП не смогли быстро сориентироваться в направлении и скорости движения окружающих судов. Внезапно из тумана появились ходовые огни судна "Академик Берг". Пытаясь избежать столкновения, старпом скомандовал "полный назад", но избежать столкновения не удалось. Судно на скорости 9 узлов ударило в правый борт К На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина.

    Во второй отсек, переполненный людьми на лодке кроме основного находился второй экипаж и гражданские специалистыначал поступать хлор, выделившийся из аккумуляторных батарей. Все находившиеся в отсеке погибли. От полного затопления лодку спас находившийся во втором отсеке командир БЧ-5 капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку.